Все случилось в четыре часа дня. Самолет Як-42, на борту которого находились 45 человек - 8 членов экипажа и 37 игроков хоккейной команды, потерпел крушение после вылета из аэропорта Туношна.
Как сообщил "РГ" сразу после катастрофы начальник пресс-службы УВД Ярославской области Александр Шиханов, "выжили двое, хоккеист Александр Галимов и один из членов экипажа". Александра Галимова и Александра Сизова в тяжелом состоянии увезли в реанимацию клинической больницы "Скорой помощи" имени Н.В. Соловьева в Ярославле. По данным заместителя начальника Национального центра управления в кризисных ситуациях МЧС Сергея Мирошниченко, в самолете среди пассажиров были 11 иностранцев.
Он также сообщил, что Як-42 развалился на три части. Одна находится на земле и две упали в реку.
Из воды уже извлечено 35 тел. Поиск остальных и разбор обломков самолета будут вести круглосуточно, заверил журналистов глава регионального управления Следственного комитета Олег Липатов. По предварительным данным, сообщили в Росавиации, самолет не смог набрать высоту и столкнулся с антенной маяка.
По свидетельству очевидцев, самолет как бы "бороздил" небо, летел очень неровно и невысоко над землей, всего примерно метрах в десяти. Многие слышали два хлопка.
- Я был в гараже и услышал сначала один хлопок, потом второй, а за ними уже и взрыв, - рассказал житель Туношны Владимир Логинов. - Я побежал в сторону задымления и увидел на берегу реки Туношенка , там, где она впадает в Волгу, обломки самолета. Часть его лежала на земле, часть в воде. Тут же на земле лежало несколько погибших. Их выносили из разбившегося самолета спасатели. Страшное было зрелище...
Такие же хлопки слышала Людмила Гончаренко.
- Так примерно хлопало, как хлопает, когда у машины неисправно зажигание, - рассказала женщина. - А потом самолет упал, вырвалось огненное облако и клубы дыма. Мы только огонь да дым и видели. А сам самолет нет - он слишком низко летел.
По словам начальника УВД по Ярославской области генерала Николая Трифонова, первыми упавший самолет заметили полицейские, стоявшие в оцеплении возле аэропорта.
В Ярославле проходит политический форум, и оцепление стоит практически вдоль всех трасс. Эти полицейские и примчались первыми на место, они же вытащили из горевшего самолета двух живых человек - члена экипажа и игрока "Локомотива" Александра Галимова. У последнего оказалось обожжено 80 процентов тела.
Самолет упал буквально в нескольких метрах от домов поселка Туношна. В этой стороне в основном расположены дачные строения, но во многих из них до сих пор живут дачники. По счастливой случайности никто из них не пострадал. Подлетая к поселку, по словам Николая Трифонова, самолет сбил железный столб. Жители Туношны рассказали, что из-за этого поселок даже остался без света - оказались повреждены линии электропередачи. На месте трагедии и создан оперативный штаб. Здесь работают эксперты Следственного комитета, ФСБ, МЧС, МВД.
По факту трагедии уже возбуждено дело по статье "нарушение правил безопасности полетов", сообщил официальный представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин. Рассматриваются все версии, в том числе ошибка пилота и неисправность самолета.
По сообщению Росавиации, разбившийся Як-42 принадлежит компании "ЯК Сервис". На ресурсах в Интернете она значится как закрытое акционерное общество и занимается ВИП-перевозками. Фактически речь идет о чартерных пассажирских рейсах. В парке у компании всего два типа судов - Як-40 и Як-42. В Ространснадзоре сообщили "РГ", что оперативно создается комиссия, которая будет проверять деятельность компании в части подготовки к полетам и соблюдения других норм безопасности полетов. Представитель Ространснадзора также выехал на место катастрофы.
В Росавиации уверяют, что самолет перед вылетом был технически полностью исправен. Перед вылетом он прошел оперативный осмотр: были проверены все основные системы. Замечаний к состоянию самолета не было. Последний комплексный осмотр он проходил 16 августа и имел действующий сертификат летной годности. К тому же, как сообщил РИА Новости руководитель аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев, у этого самолета суммарный ресурс эксплуатации составляет 36 лет, а по налету часов и количеству взлет-посадок разбившийся Як-42 выработал свой ресурс всего на 40 процентов. Так что формальных ограничений для эксплуатации этого самолета не было, подчеркнул Пантелеев.
Тем не менее Генпрокурор Юрий Чайка поручил провести проверку авиакомпании "Як Сервис", как она исполняла законодательство о транспортной безопасности. Также Генпрокурор дал поручение Московскому межрегиональному и Северо-Западному транспортным прокурорам провести проверку исполнения законодательства аэропортовыми службами и контролирующими органами в сфере транспорта.
Вчера вечером также стало известно, что Ространснадзор проводит в подконтрольных аэропортах проверки всего парка самолетов типа Як-42, говорится в сообщении ведомства. Как уточнили агентству "Прайм" в ведомстве, в случае выявления недостатков эксплуатация отдельных судов будет приостанавливаться до их устранения. Представитель Ространснадзора уточнил, что на данный момент не идет речь о запрете полетов всех воздушных судов данного типа. Сейчас в России 16 авиакомпаний эксплуатируют 57 воздушных судов Як-42. "Силами территориальных управлений Ространснадзора проводятся разовые проверки всего парка воздушных судов типа Як-42, включая состояние топливных систем и двигателей".
Вечером 7 сентября в Туношне было необычно. Из Ярославля начали приезжать болельщики с флагами любимого клуба. Возле неподалеку расположенной церкви Рождества Богородицы три парня, едва сдерживая слезы, по собственной инициативе устроили поминальную молитву - они с перерывом в три секунды били в установленные рядом с храмом колокола.
По очень жестокой иронии судьбы площадка проведения мирового политического форума в Ярославле - спорткомплекс "Арена-2000 Локомотив" - стала в среду и местом великой скорби. Делегаты форума разъехались к 18.00, в то время как центр Ярославля наполнился тысячами горожан, устремившихся траурными процессиями к хоккейному дворцу. С гвоздиками и флагами "Локомотива" они пришли к импровизированной стене плача. Старики, дети, люди в инвалидных креслах - погибшая команда была по-настоящему городской - за нее болели все.
- Хотел тебя на матч сводить, когда вырастешь, - произнес мужчина лет тридцати в глубь детской коляски. - Но теперь совсем ничего не ясно...
- Нужно сплотиться и возродить команду, - кричал болельщикам губернатор Вахруков. Его несколько раз перебивали вопросами о состоянии здоровья Александра Галимова, получившего в катастрофе ожоги 80 процентов тела. "Полчаса назад он был еще жив", - заверил он. Его слова утонули в громе аплодисментов...
МЧС России открыло телефон "горячей линии", где работают психологи: 8-495-626-37-07.
Из подмосковного аэропорта Раменское на место аварии вылетел самолет МЧС Ил-76, в котором находятся отряд "Центроспас" и психологи, которые будут работать с родственниками погибших и пострадавших, сообщила "РГ" начальник отдела оперативной информации управления информации МЧС России Елена Смирных.